МКУК «Арсинская ЦКС»

457664, Челябинская область, Нагайбакский район, п. Арсинский, ул. Мира, 47

Телефон

+7-951-808-21-90

Эл. почта val.kowrowa2016@yandex.ru

https://bus.gov.ru/qrcode/rate/436761

100 лет со дня основания Государственного историко-художественного и литературного музея - заповедника "Абрамцево" (1920)

11 августа 2020 г.
Музею-заповеднику "Абрамцево" исполняется 100 лет История Помещичья усадьба Абрамцево получила известность с середины XIX века. Её владельцами были писатель С. Т. Аксаков (c 1843 г.), промышленник С.И. Мамонтов (с 1870 г.). У Аксаковых бывали писатели И. С. Тургенев, М. Н. Загоскин, Н. В. Гоголь, поэт Ф. И. Тютчев, актёр М. С. Щепкин, историки Т. Н. Грановский и М. П. Погодин, другие известные современники. При Мамонтове в усадьбе гостили и работали знаменитые русские художники И. Е. Репин, В. М. Васнецов, А. М. Васнецов , В. Д. Поленов, П. П. Трубецкой, И. С. Остроухов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров, К. А. Коровин, И. И. Левитан, А. Т. Матвеев (Мамонтовский художественный кружок), музыканты, актёры, певец Ф. И. Шаляпин. Были организованы столярная и керамическая мастерские.После 1917 г. усадьба была национализирована и превращена в музей. Первым хранителем была дочь С. И. Мамонтова Александра Саввична. На площади в 50 га, занимаемой музеем-заповедником в настоящее время, находятся памятники архитектуры XVIII—XIX веков и парк. Собрание музея включает более 25 тысяч экспонатов. Экспозиции посвящены жизни и творчеству владельцев и знаменитых гостей Абрамцева. 12 августа 1977 года Постановлением Совета Министров РСФСР музей-усадьба «Абрамцево» была преобразована в Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево» Министерства культуры РСФСР. “Ставшее музеем в 1918 году, Абрамцево занимает особое место в истории нашей живописи и литературы. Ещё в середине XIX века творческая атмосфера усадьбы притягивала Николая Гоголя, Ивана Тургенева и многих других замечательных писателей. А стараниями известного мецената Саввы Мамонтова она превратилась в один из центров культурной жизни. Именно здесь возникли знаменитый Абрамцевский художественный кружок и новый стиль в искусстве – русский модерн. Абрамцево открыло для нас имена Виктора Васнецова, Василия Поленова, Ильи Репина, Михаила Нестерова, Михаила Врубеля. Живописные виды усадьбы и её окрестностей запечатлены на их бессмертных полотнах”, — говорится в телеграмме.Премьер отметил, что ни революция, ни другие потрясения 20 века не смогли прервать художественные традиции Абрамцево. Сегодня он является современным музеем-заповедником, который привлекает и туристов, и молодых художников. “Большая просветительская работа, которую вы ведёте, заслуживает глубокого уважения и благодарности. И это своеобразная дань памяти первым владельцам и гостям Абрамцево, которые прославили его на всю Россию”, — добавил Медведев. Премьер-министр России Дмитрий Медведев поздравил коллектив Государственного историко-художественного и литературного музея-заповедника “Абрамцево” со 100-летием, отметив, что музей занимает особое место в истории отечественной живописи и литературы, соответствующая телеграмма опубликована на сайте кабмина. Художественное содружество Абрамцево — артистическое содружество, сложившееся в середине 1870-х годов вокруг С. И. Мамонтова, промышленника, известного мецената, художественно одаренного человека. Поэтому часто кружок называют мамонтовским. На протяжении четверти века подмосковное имение Мамонтова «Абрамцево» оказалось крупным очагом русской культуры, местом, куда иногда на целое лето, иногда на более короткий срок приезжали художники — от уже известных до совсем молодых. Частыми гостями были И. Репин, В. Васнецов, Ап. Васнецов, В. Серов, М. Врубель, В. Поленов, Е. Поленова. Здесь много рисовали, усердно занимались живописью, открывая красоту среднерусской природы и обаяние душевно близких людей, ставили домашние спектакли, осуществляли интересные архитектурные замыслы, работали в специально устроенных кустарных мастерских.Художественная жизнь Абрамцева — это, с определённой точки зрения, история формирования «неорусского стиля», который оказался существенной гранью модерна в России. Амбрамцевский кружок никогда не имел ни своего устава, ни какой-либо заранее сформулированной программы. Красота пользы и польза красоты — такими двумя взаимосвязанными понятиями можно было бы условно определить ту «домашнюю» эстетику, которая складывалась в духовной атмосфере усадьбы. Своим желанием отстаивать жизненную связь между красотой и пользой мамонтовский кружок разделял распространенные убеждения эпохи. Об тогда говорили и писали чаще всего как раз в той художественной среде, где складывались принципы модерна. Своеобразие творческой ориентации мамонтовского кружка заключалось в том, что соединение пользы и красоты представлялось членам содружества не только серьёзным общественным долгом художественной интеллигенции, но и живой поэтической традицией, органическим свойством крестьянского искусства, воплощающим в себе важные черты народного идеала. Следуя своим общественным идеям и творческим интересам, члены Абрамцевского кружка организовали две мастерские: столярно-резчицкую (1885) и керамическую (1890). И в том, и в другом случае дело касалось попыток возродить художественные кустарные промыслы, имея перед глазами собранные в деревнях изделия народного искусства. Участники мамонтовской колонии не смотрели на эти изделия крестьянского труда как на «образцы», подлежащие копированию. Намерения были вернуть декоративно-прикладному искусству его поэтическую сущность и, вместе с нею, его основную жизненную функцию — украшать повседневный быт человека.Художники, чьи стилевые искания шли в этом направлении по-разному осмысливали поэтику и стилистику народного творчества, и, скажем, керамика, созданная Врубелем в абрамцевской мастерской, откликалась на совершенно иные стороны фольклорной художественной традиции, чем резные двери, полки буфеты, исполнявшиеся Е. Поленовой и её коллегами по столярной мастерской. Более того, здесь можно говорить о различных модификациях «неорусского стиля» — от творческого воссоздания традиционной изобразительной лексики и орнаментальных форм предметов крестьянского быта до их серьёзной трансформации в новую пластическую систему. Тем не менее, об абрамцевском «стиле» как о самостоятельном явлении русского искусства можно говорить лишь условно — он постоянно развивался, обретал новые свойства и качества. В конце XIX- начале XX века такие крупные центры народного творчества создавались не только в подмосковном Абрамцево, но и, например, в смоленском имении князей Тенишевых Талашкино.